Региональная экономика

Регион как объект хозяйствования и управления, региональное развитие.

Регион – это часть территории страны с более или менее однородными прир. условиями, специфическими демографическими, политич., соц-ми, и др. условиями. Регион как объект хозяйства определяется тем, что на его территории функционирует и развивается система связей и взаимозависимостей между предприятиями, организациями, отраслями, что позволяет рассматривать его как подсистему социально-экономического развития страны с законченным циклом воспроизводства, имеющим свою специфику. Хозяйство — сфера производительной деят-ти человека, обеспечивающая его жизнь. Всякому региону присуще внутр. хоз-ое единство, кот. формирует его материально-произ-ая основа – хоз-й комплекс региона. Хоз-ый комплекс региона представлен взаимосвязанными отраслями: по произ-ву товаров: пром-ть, с/х, лесное хоз-во, строит-во; по оказанию рыноч. услуг: связь, торговля и общественное питание, информационно-вычислит. обслуживание, жилищное и коммунальное хоз-во, наука, здравоохранение, соц. обеспечение, обр-ие, культура и искусство. По оказанию нерыночных услуг: жилищное, дорожное и коммунальное хоз-во, обр-ие, культура и искусство, здравоохранение.

Совокупность отраслей хоз-го комплекса региона представляет собой отраслевую структуру региона. Динамика её изменения позволяет оценить тесноту межотраслевых связей, возможности региона в удовлетворении внутр. потребностей. В соответствии с территориальным разделение труда в составе рег-го хоз-го комплекса выделяют функциональные гр. отраслей – специализирующие и обслуживающие. Спец-я рег. комплекса обусловлена тер-ми особенностями, в первую очередь возможностями производить массовую продукцию т.е. продукцию, кот. будучи дешёвой имела бы значит. долю в общегос-м балансе. Обслуживающие отрасли обеспечивают потребности осн. отраслей хоз-ва и нас-я региона. Полное представление о хозяйстве регион можно получить только из статистических данных.Это следующие показатели: географическое положение региона, национальная структурв и плотность населения, удельный вес региона в общероссийских показателях; отраслевая структура промышленности; ВРП; население и труд; предприятия и организация по сферам деятельности: промышленность, с\х, строительство; торговля и услуги; транспорт; связь; цены; инвестиции; финансы; уровень жизни населения .

Субъект Федерации отличается от др. регионов наличием органов власти, наделенных самостоятельностью в решение соц-эк проблем развития региона. Т.к. хозяйство это часть экономики страны, то оно функционирует под властью под воздействием двухуровневой структуры власти. Разграничение предметов ведения и полномочий между фед. властью и органами гос-й власти субъектов Фед. может осущ-ся как на законодательной, так и на договорной основе либо на их сочетании Федеральная власть отвечает за единый финансовый рынок страны, создание единого экономического пространства, единый рынок труда и др. факторов производства. Основными инструментами реализации закрепленных полномочий является на макро уровне: торговая, монетарная и фискальная политика; на микро уровне влияние на труд и капитал страны.

Власти субъектов Федерации отвечают за состояние рынка материальных благ и услуг региона и развитие др. условий. Полномочия органов власти субъектов Федерации определяются возможностью Субъекта правильно распорядить закрепленными за ним функциями фискальной политики и возможность влияния на труд, и капитал региона. Воздействие на труд происходит с целью снижения безработицы, основные факторы: неразвитость рынка труда, рынка недвижимости, недостаток материальных средств у населения для смены места жительства. Воздействие на капитал с целью экономического роста в регионе, основные факторы: снижение издержек производства, повышение качества продукции, изменение и расширение ассортимента продукци; использование новых технологий.

Федеральная законодательная власть может влиять на хозяйство региона посредствам принятия федеральных законов. Правительство РФ может влиять непосредственно, через правительственные распоряжения, фед. собственность на тер-и субъектов или опосредованно, через создаваемые в регионах тер-е органы упр-я (напр, службы таможенного контроля), также может проводить региональную политику в целях снижения диспропорций в развитии регионов, через систему мероприятий, стимулирующий экономический рост региона.

Законодательная власть субъетов Федерации влиять посредствам создания законов, исходя из специфики хозяйственных условий регионов, позволяющих полностью использовать местный экономический потенциал. Исполнительная власть непосредственно контролирует и регулирует характер экономических процессов в регионе, распоряжается финансами и собственностью. Также влияние оказывает международные организации и рынки, например при повышении цен на нефть повышаются доходы нефтедобывающих регионов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *