Человеческий капитал

Одна из наиболее популярных и практически не ставящихся под сомнение социально-политических «мантр» современности это бесконечные разглагольствования по поводу особой ценности в современном мире «человеческого капитала», про главные доходы от «инвестирования в человека», про доминирование роли человеческого ресурса над бездушными технологиями и т.п. Грубо говоря, после таких разговоров печальную «философию техники» какого-нибудь Хайдеггера или его оппонентов вроде Маркузе и Ортеги — можно отнести на помойку.

Интересно, что возрастание экономической роли «человеческого, сверхчеловеческого» трактуют и в микроперспективе (успех фирм и корпораций, пошедших по человекоинвестирующему пути), и в средней перспективе (богатство регионов, а также наций-государств будет произрастать отыне не природным ресурсом и фабричной машиной, а исключительно человеком), и в макроперспективе (глобальный мир распухнет от богатства, комфорта и безопасности в связи с ростом человеческого фактора).

Об этом написано в любом учебнике менеджмента. Об этом говорит президент Путин и его противники на радио «Эхо Москвы».

Инвестирование в человека, как залог успеха на всех трех уровнях, трактуют как заботу о медицине и образовании. Любят приводить пример нынешних великих держав с их сверхмедициной, образованием и продолжительностью жизни. Оставим медицину и продолжительность жизни в стороне. Чуточку про образование.

Несмотря на то, что я не в восторге от единичной (хотя и не абсолютной) гегемонии США в современном мире, я все-таки (несмотря на все свои левацкие выверты и паталогическое отсутствие антисоветизма) всегда спокойно признавал, что выиграли холодную войну США по честному (не надо тут все сводить к предательству советских элит), в честной игре, кстати сказать, делая правильные выводы из собственных «обсёров» (от отставания в космической гонке и Кубы до Вьетнама и проблем с социальным обеспечением). Добавлю, что выиграли они и в достаточно джентльменской игре с обеих сторон (несмотря на отморозков вроде Хрущева или Рейгана холодная война едва ли имела реальный шанс стать горячей — неглавные правила все старались соблюдать). И «честный бонус» в виде катастрофы СССР — вершина американской истории, по сравнению с которым смерть Усамы Бен Ладена или счастливые лица иракских детей под дулами американских автоматов — яйца выеденного не стоят.

В апреле 1983 года (до мирового триумфа Америки оставалось несколько лет) Национальная комиссия по совершенствованию системы образования США опубликовала доклад «Страна в опасности» (!!!). В нем отмечалось, что американские школьники 19 раз сдавали международные тесты и ни разу не заняли первых мест, а 7 раз заняли последние места. 23 миллиона взрослых американцев, 13 % всех (!) семнадцатилетних, и 40 % всех представителей национальных меньшинств — официально считаются неграмотными. Средние результаты стандартизированного тестирования учеников средних школ ниже, чем 26 лет назад, когда был запущен спутник. Сумма баллов, набранная в ходе экзаменов в колледжи на проверку способности к учебе, меньше чем в 1962 году. Четверть всех курсов математики в колледжах ориентирована на устранение школьных пробелов. Руководители экономических (!) и военных (!) структур сообщали, что им все больше денег приходится тратить на корректирующее образование. Общее снижение образовательного уровня отмечалось в ситуации увеличения спроса на высококвалифицированных работников.

Это не выкладки из советской пропаганды (я кстати не помню — упоминался ли сюжет с этим докладом в советских СМИ). Все данные приведены из книги бывшего американского президента Билла Клинтона «Моя жизнь» (стр. 335-336).

Если бы я верил в аналоговый метод прогнозирования, то рискнул бы предсказать, что через 6-7 лет Россия (с ее нынешними проблемами в плане подготовки «человеческого фактора») окажется единственным мировым лидером, а США распадутся на какое-нибудь свое собственное СНГ.

В СССР, точнее в РСФСР я не видел ни одного неграмотного. Впрочем, если взять средниазиатские республики, может быть и был бы набран сопоставимый с американцами процент неграмотных, однако насколько это корректно? В любом случае через несколько лет после доклада «Страна в опасности» страна, которая была в опасности, утвердилась в качестве сильнейшей страны мира.

Маловероятно, что американцы поднажали с образованием народа и в кратчайшие сроки укокошили СССР в военной и экономической гонке.
2 варианта.
1. Человеческий капитал не играет той роли, которую ему романтично и поспешно приписали (кстати не сегодня — еще Бисмарк сказанул, что франко-прусскую войну выиграл немецкий учитель). По крайней мере он может играть роль не в плане массового интеллекта, а в плане способности к простому и честному труду.
2. Скорее всего, какие-то особые схемы использования (оптимизации) имеющегося человеческого капитала важнее пустых разговоров о том, что человеческий капитал надобно пичкать всем, что есть, ибо все только от него и зависит.

Есть более яркие примеры — цифры неграмотности в Индии, которая становится экономическим монстром на глазах всего мира и при этом, что удивительно, в сфере новейших технологий в том числе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *